Турниры 2005 года
Гостевая
Rambler's Top100
Порт Иркутск
Golden BABR

Ситуационное поведение на поле.

(Первая статья из цикла "Тактика спортивного пейнбола". Индивидуальный опыт игроков команды "Барракуда".)

 

Данная статья, по-моему личному мнению, будет очень интересна начинающим пейнтбольным командам. Команды, имеющие опыт и относящие к себя к продвинутым, так же могут узнать для себя нечто новое, или привести свои смутные догадки в систему. Представленный в этой статье материал, является собственной разработкой команды Барракуда, и ранее не встречался ни на одном сайте или в журнале (конечно, я не много журналов видел, и не на всех сайтах бывал).

Когда наша команда начала играть в пейнтбол и участвовать в турнирах, мы задавались вопросом о том, как сделать действия команды и каждого игрока в отдельности понятными для всей команды и для каждого игрока? Мы понимали, что действительно необходимы слаженные действия, а без этого на отличные результаты игр не приходится рассчитывать. Приобретя некоторый опыт на играх, а также проанализировав действия команд соперников, родилось описание поведения команды своей и команды соперников на поле, что сделало игры простыми и понятными. Назовем это описание, как ситуационное поведение команды и игроков на поле.

Логика данного описания довольно проста. Мы прекрасно понимаем, что на поле поведение игроков команды и соперников зависит от множества факторов, но, по нашему мнению, отбросив множество "переменных" и оставив только одну, можно описать каждую ситуацию на поле, в том числе описать действия игроков команды соперников. В качестве такой одной переменной мы оставили число игроков на поле. Учитывая, что играют две команды, в каждой из которых по 5 игроков, то на поле возможны всего лишь 25 ситуаций, а именно 25 возможных численных соотношений игроков команд. Численные соотношения имеют свои особенности и общие черты.

На соревнованиях по пейнтболу играют не только команды по пять игроков, но и по три, семь и десять игроков. Следовательно, количество ситуаций на поле будет соответственно 9, 49, и 100. Можно сразу подумать, что довольно сложно описать все 49 ситуаций на поле, тем более, что 100 ситуаций кажется, вообще не поддаются описанию. Для тех кто так подумал, скажу сразу, что по результатам описания вы поймете, что допущения, принятые для анализа ситуаций для игры команд с пятью игроками, применимы для команд с числом игроков в три человека, семь и десять.

Все двадцать пять ситуаций легко понимаются, если составить следующую таблицу (см. таблицу 1). В таблице приведены по строкам число игроков в команде соперников, а по столбцам число игроков команды. Пересечения строк и столбцов представляют возможное численное соотношение игроков команды в течение одной игры, и в этих пересечениях проставлены соответствующие ситуации, характерные для каждого численного соотношения (ситуации).

 

Таблица 1

Возможные ситуации игры на поле при численности каждой команды 5 игроков

 

Количество игроков   команды

Количество игроков - соперников

1

2

3

4

5

1

П

АР

А

А

А

2

ОРА

П

АР

А

А

3

О

ОРА

П

АР

А

4

О

О

ОРА

П

АР

5

О

О

О

ОРА

П

 

А - атака командой.

АР - атака с риском, использование преимущества позиции, "темных мест" на поле.

П - паритет, стрельба до получения численного преимущества.

О - оборона, удерживание соперников за фигурами.

ОРА - оборона с риском атаки для выравнивания или получения дополнительных очков (обычно первый захват флага) с последующей обороной или продолжением атаки.

 

При описании ситуаций предполагаются некоторые допущения, например, первое допущение предполагает, что при равном числе игроков на поле команда соперников будет стараться вначале получить численное преимущество, а затем уже атаковать. В качестве атаки признаются действия соперников, направленные на захват флага (при игре с центральным флагом), проходы на флангах, размен игроков и т.п. Получение численного преимущества должно давать любой команде чувство уверенности в положительном исходе атаки, следовательно, такое чувство может возникать только при каком-то определенном численном преимуществе. Для игр по пять игроков, по нашему мнению, таким преимуществом, дающим полную уверенность в успешном результате атаки, является преимущество в 2 игрока.

При описании ситуаций на поле первая цифра будет означать число игроков команды в какой-то момент, а вторая - число игроков соперников в этот же момент.

 

Ситуация 5-1, 4-1, 3-1 явное преимущество команды. Первое действие - это захватить флаг и не дать сопернику использовать шанс совершить безумный проход по захвату флага (для игр с центральным флагом). В случае 4-1 атаку на соперника делать с обоих флангов, что сэкономит время команды. В случае 3-1 двое игроков должны заставить соперника спрятаться за укрытием, атакующий игрок команды должен действовать молниеносно для захвата флага, с последующей фланговой атакой на соперника, при этом атакующих с флангов игроков команды может быть двое. Ясно, что ситуация 5-1 и 4-1 очень редка, т.к. какая нормальная команда будет столько сидеть?

Ситуация 5-2, 4-2. Преимущество команды. Соперника следует выбивать по одному, т.е. атака на противника должна быть организована, так, чтобы ни один из игроков соперников не мог поразить атакующего игрока команды, т.е. команда сосредотачивает огонь на игроках соперника и заставляет их спрятаться за укрытием. В ситуации 4-2 атакующему игроку придется держать одну из сторон укрытия противника или использовать преимущество поля (темные места). В таких ситуациях под конец игры, а также в случаях, когда флаг захвачен, командой возможно делать размен. Конечно, размен можно делать и при ситуациях 5-1, 4-1, но кажется, что любая команда захочет выйти с поля в полном составе в таких ситуациях.

Ситуация 5-3. Преимущество команды. Высока вероятность активных действий соперников по захвату флага (для игр с центральным флагом). Задачами команды является предотвращение захвата флага соперником, атака с флангов. После захвата флага, желательным вариантом будет огонь до получения явного преимущества, т.е. перевод ситуации в 5-2.

Ситуация 5-4, 4-3, 3-2, 2-1 Мнимое преимущество. Возможен захват флага соперником, поэтому необходим контроль подступов к флагу. Захват флага командой возможен при условии, что как минимум один игрок соперника не простреливает подступы к флагу.

Ситуация 2-2, 3-3, 4-4, 5-5. Перестрелка до получения численного преимущества, активные действия по захвату флага необходимы только в случае, если время игры подходит к концу или имеются удобные позиции у команды. Атака должна быть одним человеком, с последующим закреплением на занятой позиции.

Ситуация 2-3, 3-4, 4-5. Преимущество соперника. Оборона с риском атаки. Предотвратить захват флага соперником активным огнем, атака с захватом флага возможна только в случае с последующей обороной, и когда соперник еще не пользуется своим преимуществом, или заканчивается время игры.

Ситуация 2-4, 3-5. Преимущество соперника. Оборона. Концентрация огня на подступах к флагу. Оттягивать время соперника, не дать пронести флаг на свою сторону. Для предотвращения обхода со стороны противника игроки делают 'замок' стреляют по диагонали, чтобы противник попадал под перекрестный огонь.

Ситуация 1-3, 1-4, 1-5, 2-5. Проигрыш команды. Огонь по ситуации в ситуации 2-5 игроки должны стрелять по диагонали, делать 'замок'. В ситуациях 1-3, 1-4, 1-5, команда проиграла, оставшийся игрок должен рискнуть, фланговыми перебежками выбивать атакующих игроков противника, на месте не сидеть.

Ситуация 1-2. Не дать зажать себя. Подвижность. Обстрел подходов к флагу.

Ситуация 1-1. Необходима подвижность игрока. Возможен захват флага.

 

В приведенном описании ситуаций было предусмотрено, что игры проходят с центральным флагом, однако для игр с двумя флагами на стартовых базах, означают только одно, на флаг во многих ситуациях можно не отвлекаться до тех пор, пока не вышли с поля все соперники.

В зависимости от опыта, каждая команда может действовать несколько по другому, чем описано в этой статье, например, по принципу "русские не сдаются!" всегда идти в атаку.

Наша команда имеет опыт игры в тройках и пятерках, причем опыт в пятерках больше, чем опыт игры в тройках. По опыту игры в тройках можно сказать, что преимущество команды проявляется уже, когда выбит один игрок соперника, а в играх по пять игроков, преимущество команды чувствуется при потере соперниками двух игроков. При играх в тройках потеря одного игрока означает потерю 33,3% состава команды, а при играх в пятерках потеря двух игроков, если сосчитать на калькуляторе, означает потерю 40,0% состава команды. Следовательно, можно сделать допущение, что потеря от 30 до 40 процентов состава команды соперников дает уверенность для атаки, в итоге можно перенести это предположение на игры по семь и десять человек. Определив значение численного преимущества команды, мы получим значение, которое для каждого игрока команды будет означать одно из двух или идти в атаку, т.е. лей этих нехороших людей и двигайся вперед, или, сыпь шары в фидер потому как сейчас начнется шоу.

При играх по семь игроков команда находиться в выгодном положении при преимуществе в 2-3 игрока, а при играх по десять человек - при преимуществе в 3-4 игрока. Причем, преимущество в 2 игрока при играх в семерках, означает атаку с риском, как описано для игр в пятерках, а для игр по десять человек атака с риском будет при преимуществе команды в 3 человека. Естественно, что явное преимущество команды проявляется при потере соперником 3 и более игроков при играх по семь человек, а при играх по десять человек преимуществом команды является потеря соперником 4 и более игроков.

В заключение скажу, что понимание ситуации на поле в зависимости от численного соотношения команд является, первым этапом в понимании ситуации на поле. Более сложным, лучше сказать дальнейшим, шагом в понимании ситуации на поле является определение ключевых фигур, определение "темных сторон" поля, а также расположение игроков команды и соперников за фигурами с их секторами обстрела. Для новичков это кажется,  сложным, но по мере роста опыта, игрок на поле скорее не осознает ситуацию, а чувствует, хотя безмозглых игроков быстро красят.

 

Копирование данного материала разрешено с предварительного согласия автора с последующей обязательной ссылкой на источник публикации и автора статьи.

АВТОР: Павлов Владимир, г. Иркутск, Barracuda.

 

 

Перейти в оглавление "Тактики спортивного пейнтбола"

 

 

 Copyright © barracudaBarracuda-irk@yandex.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3